Зачем нужна супервизия?

Зачем нужна супервизия?

          

 Специальность «Клинический психолог» относится к большой категории помогающих профессий, наряду с медицинскими работниками, врачами, учителями, социальными работниками. Основная цель и задача работников этих профессии помогать другим людям своими специальными способами и методами. Так врачи помогают другим людям тем, что осуществляют диагностику заболевания, его лечение и реабилитацию, и тем самым удовлетворяют потребность человека в восстановлении и сохранении физического и психического здоровья.
           Кинических психологов как медицинских специалистов, врачей и представителей других помогающих профессий в процессе обучения учат уделять пристальное внимание потребностям другого человека вообще и состоянию его здоровья в частности. Это приводит к тому, что зачастую специалисты забывают о собственном здоровье и других своих потребностях. Однако психолог тоже человек и у него небезграничный запас физических и психических сил, здоровья. У психолога тоже есть естественные для каждого человека потребности. Следует обратить внимание на то, что помогающий профессионал должен уметь и принимать помощь от других. Помощь – это двусторонний процесс, одна сторона помогает, а другая принимать помощь. Если человек не способен принять помощь, то ему невозможно помочь. В реальной жизни помогающие профессионалы идентифицируют-ся с героем мифа «Светя другим, сгораю сам», стараются проявлять силу своего «Я», отрицая собственные потребности и нужды. Дж. Хиллман (1979) пишет: «Потребности сами по себе не причиняют вреда, но когда их отрицают, они присоединяются к Тени и становятся скрытыми требованиями… Требования ищут осуществления, потребности просят только о выражении».
          Не потребности сами по себе, а их отрицание может обойтись очень дорого любому и в частности молодому специалисту, который ещё только входит в профессию. Помимо обучения у него есть потребность в профессиональной поддержке. Часто можно услышать от работников самых разных помогающих профессий, что у них недостаточно времени, что они, как и их коллеги по работе, слишком заняты, чтобы обратится за профессиональным советом и поддержкой. Врачи, медицинские сестры, инспектора по делам несовершеннолетних, социальные работники часто жалуются на усталость и перегруженность от необходимости помогать другим, но сами не принимают достаточную помощь.
         Наш отечественный опыт показывает, что даже если в медицинском учреждении появляется клинический психолог готовый оказать медицинскому работнику психологическую поддержку в осуществлении его рабо-ты, многие специалисты с энтузиазмом направляющие больных к коллеге с недоверием относятся к возможности обратится за помощью сами. Сами же клинические психологи, понимая необходимость профессиональной поддержки, занимают пассивную позицию по отношению к организации необходимой поддержки и супервизии для самих себя и часто продолжают обвинять тех, кто её не обеспечивает для них.
          Если начинающий психолог действительно хочет стать профессиональным психологом, достичь успеха в своей специальности, сохранить здоровье и активность на долгие годы работы, он должен занять активную позицию. Активная позиция подразумевает принятие ответственности за организацию для себя необходимой профессиональной поддержки, усилия и конкретные действия для получения супервизии.
«Многие помогающие, ощущая страдание, вообще неспособны принимать поддержку или принимают её с большим трудом. Однако они бы-вают нетерпеливы с теми, кто не может с готовностью принимать помощь. Существует вероятность того, что если вы не можете принимать помощь, вы не можете также оказывать её» (Ram dass and Gorman, 1985, цитата по Ховкинсу П., Шохету Р.. Супервизия, 2002).

Почему стоит стремится к получению хорошей супервизии?

Во-первых супервизия – это основная форма профессиональной поддержки, позволяющая проанализировать свои трудности в работе с клиентом, увидеть клиента и взаимодействие с ним под другим углом зрения, обнаружить ресурсы и новые подходы для оказания психологической помощи.
Во-вторых, супервизия позволяет психологу, начинающему работать в консультировании и психотерапии, разделить с супервизором часть ответственности за эту работу.
В-третьих, супервизия является частью профессионального развития и продолжение обучения. Опытный супервизор способен помочь молодому специалисту лучше использовать собственные способности ресурсы, структурировать рабочую нагрузку, обнаружить неэффективные поведенческие стратегии.
Наконец, четвертое. Некоторые исследования свидетельствуют, что удовлетворенность работой связана с получением хорошей супервизии (Cherniss, Ernations, 1978).
Профессиональный психолог помогает клиенту принимать ответственность за свою жизнь, поэтому ему необходимо самому тоже делать это.
Имеет смысл проанализировать наиболее часто встречающиеся препятствия и помехи для организации хорошей супервизии. П. Ховкинс и Р. Шохет (2002) приводят следующие препятствия для супервизии
1. Предыдущий опыт супервизии
2. Личное сопротивление и зависимая позиция
3. Трудности в общении с авторитетами
4. Конфликт ролей
5. Неспособность принимать поддержку
6. Внешние препятствия
7. Организационные трудности

Из учебного пособия "Супервизии" С.В. Балашова и соавторы,  Оренбург 2019 г.

полный текст на сайте Оренбургского государственного университета www.orgma.ru