Выбор супервизора и его оценивание
Когда начинающий специалист в области психологического консультирования и психотерапии принял решение обратиться за супервизией, перед ним встает вопрос о выборе супервизора. Для этого он должен собрать необходимую информацию о возможностях, которые ему предоставляет профессиональное пространство. В процессе выбора супервизора специалист вольно или невольно оценивает потенциальных супервизоров. При обсуждении препятствий для супервизии упоминался страх молодых психологов быть оцениваемым и осуждаемым свои супервизором. Однако супервизируемые специалисты часто забывают, что супервизоры тоже подвергаются оцениванию. Оценивание – это обоюдный процесс и потому лучше если он будет осознанным по ходу процесса супервизии.
Что такое «хороший супервизор»?
Хорошего супервизора можно узнать по тем универсальным качествам, которые присущи хорошему терапевту. Это эмпатия, открытость, искренность, уверенность и гибкость. Он видит в своих супервизируемых прежде всего личностей и профессионалов, он чувствителен к индивидуальным различиям. Характерные для роли супервизора проблемы с авторитетом и оцениванием у него, как личности, разрешены. Он уверенно предоставляет четкие и ясные указания, когда они необходимы супервизируемому.
Хороший супервизор с интересом относится к супервизируемому и проявляет высокую вовлеченность в процесс разбора терапевтического случая и супервизорские отношения. Ему нравится сопровождать профессиональное развитие терапевта. Опытный супервизор демонстрирует высокий уровень концептуализации клинических случаев, обладает ясным пониманием своих профессиональных и личностных возможностей и ограничений.
Профессиональные навыки хорошего супервизора развиты до уровня клинической мудрости. Его обширные знания и профессиональная компетентность основаны не только опыте обучения и проведения психотерапии с клиентами, но и на прохождении личной терапии и супервизии, на жизненном опыте и пытливости в добывании знаний.
Он обладает чувством юмора и способностью к игре, творчеству и это помогает его супервизируемому пройти через все сложности и препятствия их совместной работы.
Хороший супервизор имеет в своем арсенале различные супервизорские вмешательства и свободно их выбирает с учетом актуальной ситуации, потребностей супервизируемого и его возможностей профессионально-личностного развития. Он умело сочетает эмпатическую поддержку с необходимой конфронтацией по отношению к своему подопечному в процесс супервизии
Хороший супервизор обладает также профессиональными качествами хорошего педагога: применяет теории обучения, оценивает знания, умения и навыки, ставит цели. Хороший супервизор эффективно функционирует в обеих ролях и «учителя», и «консультанта», осознанно выбирая, какая роль больше необходима в каждой актуальной супервизорской ситуации терапевтом.
Хорошего супервизора заинтересован и в динамика клиента. Он ответственен за то, что происходит во взаимодействии терапевта и с клиентом. Имея представление о потребностях клиентов, они старается помочь терапевту в них ориентироваться (Borders, из ERIC Digest).
Из учебного пособия "Супервизии" С.В. Балашова и соавторы, Оренбург 2019 г.
Полный текст на сайте Оренбургского государственного университета www.orgma.ru
Оцените вашего супервизора по следующим критериям;
Мой супервизор:
- Обеспечивает мне полезную обратную связь относительно моего поведения во время работы.
- Делает супервизию конструктивным обучающим процессом
- Оказывает мне конкретную помощь в тех областях, которые требуют доработки.
- Обращает внимание на вопросы, связанные с моим беспокойством о себе как о профессионале.
- Помогает мне сфокусироваться на новых альтернативных стратегиях консультирования, которые я могу использовать со своими клиентами.
- Помогает мне обратить внимание на то, как мое поведение во время консультирования влияет на клиента.
- Поощряет меня применять альтернативные навыки консультирования
- Адекватно структурирует супервизию.
- Акцентируется на развитии моих сильных сторон и способностей.
- Побуждает меня находить решения, ответы на вопросы и техники, которые в будущем могли бы стать полезными в процессе консультирования.
- Побуждает меня активно включаться в супервизорский процесс.
- Принимает и уважает меня как личность.
- Адекватно рассматривает вопрос об аффекте в моих консультационных сессиях.
- Адекватно рассматривает вопросы содержания моих консультационных сессий.
- Мотивирует меня оценивать мое собственное поведение во время консультирования.
- Делится опытом.
- Полезен при анализе письменных сообщений (о сессии).
- Может воспринять обратную связь от консультанта.
- Помогает мне уменьшить защитное поведение в супервизии.
- Соответствующим образом подготавливает меня к следующей супервизорской сессии.
- Помогает мне прояснить цели консультирования.
- Дает мне возможность обсуждать основные трудности, которые встречаются в работе с клиентами.
- Поощряет меня к новым способам концептуализации в работе с клиентами.
- Мотивирует и поощряет меня.
- Побуждает меня к точному различению мыслей, чувств и целей у меня и у клиента во время консультирования.
- Дает мне возможность обсуждать личные вопросы, связанные с консультированием.
- Является достаточно гибким, позволяя мне быть спонтанным и креативным.
- Обращает внимание на значение и последствия определенных типов поведения в моем подходе к консультированию.
- Дает рекомендации для развития моих консультационных навыков.
- Поддерживает меня в использовании новых и разнообразных приемов, соответствующих ситуации.
- Помогает мне обозначать и достигать собственных конкретных целей во время стажировки (практики).
- Дает мне полезную обратную связь.
- Помогает мне собрать относящиеся к делу данные о «случае» для планирования целей и стратегий в работе с клиентом.
- Помогает мне развивать навыки обсуждения и достижения инсайта с помощью записей (аудио) консультационных сессий.
- Позволяет и поощряет меня оценивать самого себя (как консультанта
- Помогает мне чувствовать себя свободно в супервизорском процессе.
- Адекватно обращается с межличностной динамикой между ним и мной (консультантом).
- Побуждает меня выражать мнения, вопросы и интерес, связанный с моим консультированием.
- Объясняет критерии оценки ясно и в поведенческих терминах.
- Справедлив в оценке моих действий как консультанта.
Опросник (Bernard, 1976, 1981)