Контракт супервизора и психотерапевта (практикующего психолога)
Любые формы супервизорских отношений должны быть обговорены формальным соглашением, выраженным четким контрактом. Такой контракт должен быть совместно выработан заинтересованными сторонами и отражать ожидания связанных с ним индивидов, организаций и профессиональные интересы. Контракт может быть устным или заключен в письменной форме. Письменная форма предпочтительна.
Основные положения для формирования контракта (Ховкинс П., Шохет Р., 2002).
Формальные моменты. Участники супервизии должны договориться о формальных моментах, таких как место и время встреч, количество часов супервизии, частота и продолжительность встреч, контракт в чрезвычайных ситуациях, оплата.
Границы. Вопрос о границах относится прежде всего к границам конфиденциальности. Ответственность о неразглашении информации, которую берет на себя консультант перед клиентом, начиная психотерапию и консультирование, распространяется и на супервизора консультанта. Однако не верно ожидать сохранение стопроцентной информации о происходящем на консультации. Как и в психотерапии существуют исключения, когда содержание психотерапевтической беседы нужно вынести за пределы супервизии. Это актуально для тех ситуаций, когда супервизор выполняет административные функции. В консультирующей супервизии могут обнаружатся грубые ошибки в проведении психотерапии, которые супервизируемый специалист не желает исправлять. В этих случаях супервизор обязан информировать соответствующие инстанции. При формировании контракт важно обговорить, при каких обстоятельствах, какая информация и кому она будет предоставлена.
В некоторых случаях супервизор может быть серьезно обеспокоен продвижением супервизируемого в освоении профессии, его способностями, мировоззрением или применяемыми им практиками. Поэтому при заключении контракта необходимо обсудить то, каким образом он может обозначить это беспокойство. Как правило, супервизор сообщает свою озабоченность обучаемому и оформляет её в письменном виде в документах.
В контракте важно упомянуть о чрезвычайных обстоятельствах во время психотерапии, таких как попытки суицида, физическая угроза, прием и назначение медикаментов, физическое или сексуальное насилие и сообщение об этом.
Важно договорится и о границах между супервизией и психотерапией. Основные границы определяются тем, что исследование консультативной сессии может затрагивать и личные чувства консультанта, но лишь постольку поскольку они связаны с взаимоотношениями с клиентом. Супервизор не обращает к исследованию личной истории супервизируемого и вскрытию корней этих чувств, которые возникли в психотерапевтической сессии. Супервизор работает с чувствами консультанта лишь тогда, когда они напрямую влияют на процесс психотерапии, на клиента, или на отношения в супервизии. То есть важно, чтобы чувства из личной истории консультанта были прояснены и отделены от контекста психотерапевтической работы с клиентом. Если требуется более тщательная проработка этих чувств супервизор предлагает обратится к другому терапевту по этому поводу.
Иногда возникает необходимость договорится о границах по поводу оценки работы супервизируемого. Если административная супервизия предполагает оценку, то необходимо уточнить какую именно. Но и консультирующей супервизии сам супервизируемый часто нуждается в оценки его работы супервизором и запрашивает её.
Формат сессии. В договоренность о формате супервизорской сессии входит конкретные детали процесса супервизии.
Форма предоставления материала терапевтических сессий: устный доклад, предоставление аудиовидеозаписей или письменных стенограмм, «живая» супервизия – консультирование клиента в присутствие супервизора. Количество клинических случаев и сессий консультирования. Работа с одним клиентом на протяжении нескольких сессий в одну супервизорскую встречу или к одному клиенту будут обращаться во время супервизорских встреч несколько раз? Одна или несколько консультаций может быть представлено на сессии супервизии? Сколько клинических случаев или сессий должно быть исследовано на супервизии на протяжении всего периода на который заключается контракт? Может ли в одной встрече с супервизором обсуждаться два клиентских случая? Если появляется новый клиент у супервизируемого терапевта надо ли сообщать о нём супервизору? Все ли клиенты будут обсуждаться в течении супервизии или только те, которые вызывают затруднения у терапевта?
Обсуждают супервизор с обучаемым также необходимость ведения журнала клинических случаев, в котором супервизируемый записывает даты и содержание беседы, обобщенные комментарии супервизора и способы преодоления конкретных затруднений, планы на будущие консультативные встречи, обратную связь и оценки супервизора.
Рабочий альянс. Супервизионный союз начинает формироваться при обсуждении взаимных ожиданий. Важно прояснить в какой манере взаимодействия супервизируемый предпочитает получать супервизию, какие темы психотерапии и психологического консультирования его интересуют больше всего, каким умениям, навыкам и теоретическим предпосылкам он придает особое значение. Супервизор тоже должен ясно сообщить, какой стиль ведения супервизии ему предпочтителен и чего ждет от обучаемого. Процессе обсуждения контракта полезно обговаривать не только сознательные ожидания, но также обозначать свои страхи и надежды.
П. Ховкинс и Р. Шохет (2002) предлагают в связи с этим продолжить предложения: «Успешная супервизия для меня – это…» и «Я боюсь, что в ходе супервизии…». Контракт формирует рамки, в которых могут развиваться отношения, основанные на доверии, доброй воле и уважении. Если во время супервизии возникают ситуации отклонения от контракта – это не повод для осуждения и взаимных претензий, а возможность проанализировать случаи нарушения договоренности, учится на своем опыте и выстраивать дальнейшие отношения.
Подготовка к супервизии
Первым вопросом, с которым сталкивается специалист, который принял решение получить супервизию, выбрал супервизора и заключил контракт с ним, является вопрос «Что выносить на супервизию?». Чаще всего какие клинические случаи и какие консультации выносить на обсуждение с супервизором или супервизорской группой решает сам супервизируемый специалист. Его выбор определяется его индивидуальным опытом работы, предпочтениями, а также теми профессиональными и личными трудностями, с которыми он сталкивается в процессе оказания помощи клиенту. Выбор случая из практики ложиться в основу формулировки запроса супервизируемого специалиста к супервизору. При административной супервизии выбор клинического случая может быть определен самим супервизором для получения пояснений по ведению конкретного клиента и оценки качества оказания ему помощи.
Предварительная подготовка к процессу супервизии также заключается в фиксации необходимых фрагментов практической работы с клиентами (пациентами): от интервью и формулирования психологического диагноза, прояснения ожиданий, формулировки целей психотерапии и заключения контракта, информирования пациента о методах психотерапии, формате сессий до выполнения собственно клинико-психологических вмешательств и подведения итогов работы. Это может осуществляется посредством составления стенограмм психотерапевтических встреч и (или) их аудио- и видеозаписи. Важным является также первичный анализ специалистом своей работы и его впечатления, чувства, мысли по поводу проведенной консультации и начальные оценки своей работы.
Что выносить на супервизию? Упражнение
Найдите уединенное место, чтобы вас никто не отвлекал, и вы могли бы расслабится. Вам понадобится чистый лист бумаги. Сядьте, отвлекитесь от посторонних мыслей и сосредоточьтесь на ритме своего дыхания. Далее мысленным взором проследите свою работу с клиентами за последние две-три недели.
- Какие воспоминания первыми приходит на ум? Отметьте их и продолжайте обзор рабочих недель.
- Какие консультативные встречи и клиенты вызывают у вас удовлетворение?
- Какие сессии были для вас трудными?
- Что именно во взаимодействии с клиентом вызвало или до сих пор вызывает неуверенность?
- Есть ли у вас какие-то ожидания будущих от консультативных встреч?
- Может быть вас что-то беспокоит по поводу некоторых клиентов или кого-то одного?
- Нет ли у вас озабоченности вашими отношениями с определёнными клиентами?
- Есть ли какие-то сомнения по поводу своих действий или реакций на предыдущих сессиях, на которые вам не хочется обращать внимание?
- Довольны ли вы какими-то фрагментами беседы, собственными интервенциями и реакциями клиента.
Теперь напишите на листке бумаги, что вам запомнилось и свои чувства связи с этим.
- Если вы ведете записи о клиентах, то просмотрите их. Есть ли что-то заслуживающее внимания, что необходимо обсудить? Добавьте это в свой листок.
- Если бы наша беседа с конкретным клиентом была записана на видео, и её можно было бы посмотреть прямо сейчас. Есть ли эпизоды, которые вы бы не хотели показывать супервизору и обсуждать их. Отметьте их.
- Посмотрите на свои записи на листе бумаги. Вычеркните то, что не рассматриваете как важное и значимое, чтобы приносить это на супервизию. Отметьте «галочкой» те моменты, о которых вы не готовы сейчас говорить и предпочитаете отложить. Остальные пункты пометьте одним, двумя или тремя «плюсами» в зависимости от степени важности.
- Пункты, помеченные «галочкой», вы можете мягко поисследовать, что останавливает вас? Чем вы рискуете, если поговорите об этом с супервизором? Можете ли вы чему научится, если все же обсудите эти темы с супервизором или получить что-то от него?
Отрывок из учебного пособия "Супервизии". Балашова С.В. и соавторы. Полный текст на сайте Оренбургского медицинского университета https://www.orgma.ru/